Рекомендации психолога родителям

Психологическая поддержка - это один из важ­нейших факторов, определяющих успешность Ва­шего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

   Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы про­демонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижениями или усилиями. Другой путь -научить подростка справляться с различными зада­чами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, вы­ражения лица.

   Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

          - опираться на сильные стороны ребенка,

          - избегать подчеркивания промахов ребенка,

          - проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

          -  создать дома обстановку дружелюбия и ува­жения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

    Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его пере­живания. Не повышайте тревожность ребенка нака­нуне экзаменов - это может отрицательно сказать­ся на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со свои­ми эмоциями, то ребенок в силу возрастных осо­бенностей может эмоционально «сорваться».

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотв­ратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготов­ки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать заня­тия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие про­дукты, как рыба, творог, орехи, курага и другие, сти­мулируют работу головного мозга.

   Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подго­товки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмот­реть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схемати­ческие выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.      Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и по­весить над письменным столом, над кроватью, в сто­ловой и т.д.

   Подготовьте различные варианты тестовых зада­ний по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тести­рованию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям при­учайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык уме­ния концентрироваться на протяжении всего тести­рования, что придаст ему спокойствие и снимет из­лишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полно­ценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

   Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

« пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это помо­жет настроиться на работу;

  внимательно прочитать вопрос до конца и по­нять его смысл (характерная ошибка во время тес­тирования - не дочитав до конца, по первым сло­вам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  если не знаешь ответа на вопрос или не уве­рен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вер­нуться.

И помните: самое главное - это снизить напря­жение и тревожность ребенка и обеспечить под­ходящие условия для занятий.